27 июня – ИА SM.News. Казанская бригада медиков врачей вернулась после проведенной диспансеризации детей на территории вновь присоединенных регионов, среди них была врач высшей категории, заслуженный врач Татарстана Гузэль Рашидовна Яруллина.
— Гузэль Рашидовна, как Вы попали в эту команду и поехали в ЛНР?
— На одном из совещаний нам предложили рассмотреть вопрос об отправлении опытных сотрудников в ЛНР. Планировалось провести диспансеризацию местного населения, в частности – детей, как детсадовцев, так и школьников. От нашего Центра здоровья детей поехала я. Среди членов этой мультидисциплинарной бригады были такие узские специалисты, как педиатр, эндокринолог, офтальмолог, уролог, хирург, психиатр, психолог, травматолог-ортопед, лаборанты. Всего в нашей команде было 20 человек. На них легли серьезные задачи и большая ответственность. К слову – в день мы осматривали не менее 150 детей школьного возраста, бывали дни, когда нам приходилось осматривать в день 180 несовершеннолетних.
— После стольких лет, когда с 2014 года в ЛНР и ДНР жили буквально под ежедневным огнем, как оказывалась медицинская помощь детям Луганщины и Донбасса? Как была построена работа во время диспансеризации?
— Мы много разговаривали с врачами и жителями вновь присоединенных территорий, и я хочу отметить, что работа медиков в эти годы была самоотверженная. Несмотря на все трудности, они проводили осмотры, оказывали всю необходимую помощь маленьким пациентам. Многие семьи живут в подвалах, в разрушенных квартирах. В столице ЛНР – в Луганске, на своих рабочих местах остались врачи, некоторые уехали в Россию, но те, которые остались, оказывают посильную медицинскую помощь. Именно благодаря таким медикам и получают медицинскую помощь дети с присоединенных территорий.
Мы приехали с четкой задачей – провести диспансеризацию местного несовершенолетнего населения. Осмотры проводили в школах на территории таких населенных пунктах, как Лисичанск, Луганск, Перевальский район, Рубежное, Сватово и Новый Айдар. Проводили тщательные осмотры, сведения затем ежедневно подавались в Московский научный центр здоровья. На особый учет ставили детей, у которых были выявлены в ходе диспансеризации серьезные проблемы со здоровьем. Эти сведения также уходили в Московский центр здоровья детей. Если были выявлены другие, менее серьезные заболевания, родителям давали рекомендации по лечению и дальнейшему наблюдению у специалистов.
— Как встречали жители ЛНР медицинский десант из Татарстана?
— Встречали нас настороженно в первый день. Мы работали по два-три дня на каждой из подшефных территорий, так что доверие росло быстро, и уже на следующий день нас искренне и с нетерпением ждали. В принципе в отношении нас население было настроено благоприятно, и доброжелательно. Нас встречали хорошо в школах, благодарили, что мы приехали, прислушивались к нашим рекомендациям. Были отдельные территории, где в первый день нас встречали насторожено, но уже на второй и третий день, поскольку мы в территориях работали по два-три дня, от них уже было совсем другое отношение – они уже радовались, что мы пришли, и дети уже приходили уже в большем количестве. Это касается такой территории, как поселок Сватово. В других территориях все было нормально.
— Чем отличаются дети присоединенных территорий от тех, с кем приходилось встречаться на родине, в Татарстане?
— Отличаются ли дети? Конечно. Чисто психологически – юным жителям ЛНР уже почти 9 лет приходилось жить в военных условиях, когда снаряды разрушали дома, жить приходится до сих пор в подвалах или сараях. Там за время войны с 2014 года дети рано повзрослели. Эти дети рано повзрослели. От наших школьников они отличаются тем, что они более взрослые, более рассудительные, более спокойные. Это дети, которые практически не видели мирной жизни, они выросли в войну. И это отложило отпечаток и на психику тоже.
— Гузэль Рашидовна, кроме проблем психологического характера в детей ЛНР, чтобы Вы еще отметили?
— Ожирение. Очень много детей с ожирением. Мы объясняем это так: многие школы в ЛНР перешли на дистанционное обучение, школьники в тех местностях, где есть свободный доступ к интернету, а такие места в ЛНР тоже есть, приходят в школу раз-два в неделю. Они получают задание и уходят домой, учатся из дома. Практически они целый день сидят дома у компьютера, и, естественно, вес набирается. Как встревожено рассказывали нам родителей школьников, теперь у них один маршрут «Холодильник-стол-кровать».
— Расскажите, как обстоят дела с обеспечением больных детей необходимыми медикаментами.
Ответ: Ситуация налаживается. Ранее в больницах и аптеках были централизованные поставки из Украины, но уже несколько лет как они завершились. Сейчас идет обеспечение российскими медикаментами. Переход, в принципе, прошел безболезненно, потому что это те же самые препараты, но просто с разными названиями.